Судебная автотехническая экспертиза


Бесплатная юридическая консультация:

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

Оглавление:

Автотехническая экспертиза выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, необходимых для восстановления поврежденного автомобиля. Автотехническая экспертиза часто может назначаться в тандеме с трасологической экспертизой для определения обстоятельств ДТП. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, автотехническая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства.

Ниже приведены формулировки вопросов для постановки их перед экспертом:

  1. Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля «…» после ДТП, имевшего место «…»?
  2. Какова стоимость годных остатков автомобиля после ДТП, имевшего место «…»?
  3. Какова траектория и характер движения ТС и других причастных к ДТП объектов? (совместно с трасологической экспертизой)
  4. Где находилось место столкновения, наезда? (совместно с трасологической экспертизой)
  5. Каков механизм данного ДТП? (совместно с трасологической экспертизой)

ВИДЫ ПРОИЗВОДИМЫХ ЭКСПЕРТИЗ

  • Исследование механизма дорожно-транспортного происшествия
  • Исследование обстоятельств ДТП
  • Установление повреждений автомобиля в результате ДТП и стоимости восстановительного ремонта
  • Исследование маркировочных обозначений транспортных средств:
  • Определение стоимости восстановительного ремонта транспортного средства после ДТП.

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.


Бесплатная юридическая консультация:

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:


Бесплатная юридическая консультация:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».


Бесплатная юридическая консультация:

Экспертиза обстоятельств ДТП

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?


Бесплатная юридическая консультация:

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?


Бесплатная юридическая консультация:

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

Экспертиза технического состояния ТС

åñïëàòíàÿ þðèäè÷åñêàÿ êîíñóëüòàöèÿ:

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?


Бесплатная юридическая консультация:

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?


Бесплатная юридическая консультация:

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?


Бесплатная юридическая консультация:

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.


Бесплатная юридическая консультация:

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Предмет, объекты и методы судебной автотехнической экспертизы

Судебное разбирательство гражданских дел по факту ДТП’ требует использования специальных технических знаний, охватывающих всю совокупность взаимодействующих элементов "водитель — автомобиль — дорога — среда" (ВАДС), из которой складывается процесс дорожного движения в целом. В большинстве случаев рассмотрение в судах этой категории дел возможно только после производства судебной автотехнической экспертизы. Без преувеличения можно утверждать: эффективность рассмотрения гражданских и арбитражных дел, а также административного материала этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, их соответствия дорожно-транспортной ситуации, полноты и достоверности исследования, а также относимости, допустимости, достоверности и полноты исходных данных и материалов, представляемых на исследование.

Научной основой автотехнической экспертизы является судебная автотехника — своеобразная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях ДТП, методологии их исследования, о методах решения задач автотехнической экспертизы.


Бесплатная юридическая консультация:

Судебная автотехническая экспертиза — род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния транспортного средства (ТС) и дороги. Исследованию подвергаются материалы дела, включая и отдельные версии участников ДТП, а также результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, действия участников ДТП, а также иные исходные данные.

Предметом автотехнической экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, включая и отдельные версии участников ДТП, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов гражданского или арбитражного дела, а также административного материала.

Общие объекты автотехнической экспертизы: ТС (их детали, узлы, механизмы, системы, фрагменты), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Наряду с общей характеристикой объекты каждого из видов автотехнической экспертизы могут быть несколько конкретизированы.

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам, задачам, частным методикам и используемой литературе. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в автотехнической экспертизе можно выделить следующие виды:


Бесплатная юридическая консультация:

— исследование обстоятельств ДТП;

— исследование технического состояния ТС;

— исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП;

— исследование ТС в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.

Каждый из указанных видов автотехнической экспертизы имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами автотехнической экспертизы либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, — трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, биологической и др.


Бесплатная юридическая консультация:

Другие виды экспертиз:

15 января 2018 года

Популярные образцы и шаблоны документов

Алименты в Украине

Что такое алименты, как они выплачиваются и взыскиваются. Какая существует ответственность по невыплате алиментов. Права и обязанности взыскателя алиментов.Читать далее.

Наследство и его раздел
Жилье и право пользования
Вред и его возмещение
Законодательство Обзор

Последние консультации:

Copyright © Образцы исковых заявлений и других документов | Судебная автотехническая экспертиза |

Источник: http://pozovsud.com.ua/sudebnaya-jekspertiza/sudebnaya-avtotehnicheskaya-jekspertiza.html

5 необходимых експертиз в делах о ДТП

Экспертный анализ ДТП устанавливает научно обоснованную характеристику процесса ДТП во всех его фазах, определяет объективные причины ДТП и поведение отдельных его участников. В результате проведения экспертного анализа лица, расследующие ДТП, получают возможность ответить на главный вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности? Данный вид исследований производится, как правило, при расследовании уголовных дел, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях. В ряде случаев, проведение таких экспертиз назначается в гражданском и хозяйственном процессах по делам, связанным с деликтовыми правоотношениями.

Особенности проведения экспертного анализа ДТП

Для проведения экспертного анализа ДТП эксперты используют специальное программное обеспечение, позволяющее реконструировать механизм происшествия во всех его фазах. Благодаря этим программам мы можем определять скорость движения ТС перед столкновением, а также научно обосновывать координаты самого места столкновения ТС (или места наезда на пешехода). Серьезным подспорьем в наших исследованиях являются результаты проводимых краш-тестов и сертификационных испытаний ТС. Все эти возможности позволяют назвать ведущей экспертной организацией Европы. Наиболее распространенные вопросы при назначении автотехнических экспертиз:


Бесплатная юридическая консультация:

  • каков механизм развития дорожно-транспортного происшествия?
  • каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу в момент столкновения?
  • где находилось место столкновения транспортных средств?
  • каковы траектории движения транспортных средств до момента столкновения?
  • какова была скорость движения транспортного средства перед началом торможения, исходя из длины и характера следов торможения?
  • какое время необходимо для остановки транспортного средства в данных дорожных условиях?
  • какими требованиями Правил дорожного движения (ПДД) должны были руководствоваться участники дорожно-транспортного происшествия?
  • соответствовали ли действия участников дорожно-транспортного происшествия требованиям ПДД?
  • располагал ли водитель технической возможностью предотвратить ДТП?
  • какие пункты ПДД нарушены и имеется ли причинная связь между этими нарушениями и дорожно-транспортным происшествием?

Трасологический анализ повреждений ТС

Трасологический анализ повреждений ТС необходим в случае, если у заинтересованной стороны имеются сомнения относительно заявленного механизма их образования. В большинстве случаев, этот вопрос интересует страховые компании, так как данный вид экспертизы является одним из наиболее эффективных механизмов противодействия страховому мошенничеству в области моторного страхования (в основном, КАСКО, ОСАГО). При этом, заказчиками данного вида исследований могут быть и другие лица, например, клиенты страховых компаний, получившие необоснованный отказ в выплате страхового возмещения.

Дорожно-техническая экспертиза

Ни для кого не секрет, что состояние отечественных дорог не только далеко от идеального, но и, зачастую, является первопричиной дорожно-транспортных происшествий. К сожалению правоприменительная практика, в подавляющем большинстве случаев, всю вину за случившееся возлагает на водителя. В этом случае, проведение дорожно-технической экспертизы может стать единственным аргументом в пользу его невиновности. Дорожно-техническая экспертиза может также помочь и вопросах возмещения вреда, причиненного транспортному средству (его пассажирам или грузу) в результате неудовлетворительного состояния дорожного покрытия.

Основными объектами исследования дорожно-технической экспертизы являются фактические данные о состоянии дорожной инфраструктуры и ее соответствие действующим стандартам в этой области. Наиболее распространенные вопросы при назначении автотехнических экспертиз:

  • какова была обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия?
  • каковы были параметры, характеризующие движение транспортных средств на месте ДТП?
  • была ли возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, погодно-климатических и других условий на момент ДТП?
  • какие обстоятельства способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия?
  • соответствует ли требованиям проектной документации участок автомобильной дороги, на которой произошло ДТП?
  • какова вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия по причине несоответствия дорожных условий действующим стандартам?

Психофизиологическая экспертиза

Психофизиологическая экспертиза исследует одну из важнейших составляющих системы Водитель – Автомобиль – Дорога – Среда (ВАДС) – психоэмоциональные особенности водителя, которые могут быть главной причиной случившегося ДТП.

Классическая автотехническая экспертиза, решая вопрос о технической возможности водителя избежать ДТП, исходит из того, что за рулем автомобиля в момент ДТП находится так называемый «оператор», т.е. среднестатистический водитель. Со своей стороны каждый водитель имеет ряд индивидуальных особенностей, как динамического характера ( время реакции, работоспособность, степень утомления, внимание и т.д.) так и относительно устойчивых (характер, темперамент, тип нервной системы и др).


Бесплатная юридическая консультация:

На дороге также может сложиться ситуация, когда все факторы дорожной обстановки, такие, например, как большое количество объектов дорожного движения, затрудненные условия их восприятия, а также возможность реализации ответного действия на возникшую опасность, могут превышать психофизиологические возможности организма водителя.

Юридическая значимость учета всех этих факторов состоит в том, что при отсутствии у водителя психофизиологической возможности предотвратить ДТП, в том случае если, это не было связано с осознанным управлением ТС в болезненном состоянии, вина водителя в совершенном ДТП может отсутствовать.

Причиной неверного, ошибочного решения водителя, которое в свою очередь обусловило наступление ДТП может быть дефицит времени переработки информации, принятия решения, наличие отвлекающих, эмоциогенных факторов и дт.). Это происходит тогда, когда психофизиологические возможности человека, обусловленные, например, состоянием нервно-психического напряжения, превышали его реальные возможности в предотвращении ДТП. Такое зачастую случается в сложных метеорологических условиях (туман, снегопад, плохая видимость). Кроме того, на дороге может сложиться ситуация, когда водитель в силу своих психофизиологических особенностей может попросту не различить форму, движение объектов и вовремя не отреагировать на опасный для движения объект.

Кроме того, снижение психофизиологических возможностей организма водителя может произойти в результате накопления водителем отрицательных переживаний. Особенно этому подвержены молодые и неопытные водители.

Все эти факторы могут быть изучены в ходе проведения специального тестирования, которое проводят с помощью хорошо зарекомендовавших себя методик. Предметом психофизиологической экспертизы могут быть:


Бесплатная юридическая консультация:

  • установление времени реакции водителя в зависимости от возникшей дорожной обстановки;
  • установление возможности предотвращения водителем дорожно-транспортного происшествия с учетом воздействия на него различных факторов в сложившейся дорожной ситуации;
  • установление возможности оценки водителем опасности сложившейся ситуации и пр.

Пожарно-техническая экспертиза

Пожарно-техническая экспертиза проводится с целью установления обстоятельств возникновения и развития пожара в рамках расследования уголовных дел о пожарах, а также рассмотрении гражданских дел, связанных с пожарами.

Объектами пожарно-технической экспертизы могут быть: место пожара; обгоревшие и обуглившиеся конструктивные элементы и части зданий, сооружений, транспортных средств; остатки частично или полностью сгоревших предметов; вещества и материалы, механизмы, оборудование или узлы, детали с места пожара (в прилагаемых к нему схемах и иллюстрациях, в протоколах следственных экспериментов);сведения из технической документации и актов проверки состояния оборудования, объектов и т.п.

Основными задачами пожарно-технической экспертизы являются:

  • установление очага и времени возникновения пожара;
  • установление технических данных, связанных с выяснением обстоятельств происшедшего пожара;
  • установление фактов нарушения правил пожарной безопасности;
  • установление причины возникновения пожара;
  • установление технического состояния противопожарной техники.

Опубликовано на сайте: 26.10.2016

Автор: Автор консультации: Dekra

Поделитесь с друзьями ссылкой на эту страницу:


Бесплатная юридическая консультация:

Опубликованы изменения в Уголовный Кодекс Украины о предотвращении семейного и других видов насилия

Проверки-2018. Мораторий продлили?

Новации хозяйственного процесса в результате судебной реформы

Пенсионная реформа и пенсии украинцев

Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!

Всего подписчиков

Бесплатная юридическая консультация

Для получения бесплатной юридической консультации онлайн, Вам нужно описать вашу проблему и отправить заявку одному или нескольким ведущим юристам Украины. Ответ Вы получите по телефону или электронной почте.

Простоправо ТВ

О правах граждан

О правах бизнеса

Новости и акции юристов

Москаленко и Партнеры

Юридическое бюро «Юротат»


Бесплатная юридическая консультация:

Слесарев и Погребняк

Юридическая компания "POLEX"

Новости и акции компаний

Страховая группа "ТАС"

Страховая группа "ТАС"

Ликвидация местных, апелляционных судов и создание окружных и апелляционных в округах: Указ Президента

К концу года Президент подписал указы, по которым предусмотрено реформирование судов первой и апелляционной инстанций.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://www.prostopravo.com.ua/avto/stati/5_neobhodimyh_ekspertiz_v_delah_o_dtp

Наукова бібліотека України

Каталог

Найбільш цікаве

Останні надходження

С.И. Ольховенко, эксперт-криминалист Научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра при ГУМВД Украины в Винницкой области

Рассмотрены проблемы назначения и проведения судебных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествия, в частности в случаях оставления потерпевшего в опасности на месте происшествия. Определены возможности проведения судебно-медицинской, транспортно-трасологической, автотехнической, комплексной судебно-медицинской и автотехнической, судебно-медицинской и транспортно-трасологической экспертиз с целью решения задач по установлению, розыску, идентификации транспортного средства, доказательства вины водителя в совершении преступления.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, комплексная экспертиза, транспортно-трасологическая экспертиза, автотехническая экспертиза, оценка заключения эксперта.

Ежегодно в Украине увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), следствием которых телесные повреждения или смерть пострадавших. Подавляющее большинство их происходит вследствие нарушения водителями транспортных средств установленных правил. Так, в 2006 году зарегистрированослучаев нарушения правил безопасности дорожного движения, в 2007 году, что свидетельствует об их увеличении на 13%. Причем процент раскрытия в 2006 году составил 66%, в,8%. В 2006 году в ДТП пострадаличеловека (из них погибло 3961), в 2007 году(погибших), динамика — почти 10% [1, с. 35].

Обязанность оказать помощь пострадавшему в результате ДТП предусмотрено нормативно-правовыми актами Украины, в частности Правилами дорожного движения Украины [2]. Вместе имеющиеся отдельные случаи, когда виновный водитель оставляет без помощи пострадавшего и исчезает с места ДТП. Такие действия приводят к тяжелым последствиям, в том числе в смерти участника происшествия. При расследовании этих преступлений важное значение приобретают судебные экспертизы.

За последние годы значительно возросли возможности экспертных исследований, используются новые методы, применяются компьютерные технологии. Вместе с тем практика показывает, что следователи не всегда знакомы с экспертными возможностями, вследствие чего часто на экспертизу не предоставляются существующие вещественные доказательства, неправильно формулируются вопросы, а некоторые вообще не выносятся. Допускаются ошибки при отборе образцов для сравнительного исследования, предоставлении исходных данных для экспертизы (часто из-за их неполноту). Бывают и случаи непредоставления необходимой информации. Кроме того, недостаточная осведомленность следственных органов и суда иногда не позволяет оценить значение и содержание исследовательской части заключения эксперта.

Как свидетельствуют результаты изучения материалов уголовных дел, чаще по делам об оставлении потерпевшего в опасности в результате ДТП назначаются такие экспертизы: судебно-медицинские (100%), автотехническая (87%), транспортно-Трасса-

логические (74 %), дактилоскопические (34%), экспертизы материалов веществ и изделий (12%).

соответствии со ст. 76 УПК Украины для установления причин смерти, тяжести и характера телесных повреждений и в некоторых других случаях экспертиза назначается обязательно.

Например, судебно-медицинская экспертиза, кроме выяснения причины смерти и характера телесных повреждений участников ДТП (водителей, пешеходов, пассажиров), призвана дать ответы на вопросы о наличии и степени их алкогольного опьянения, определение механизма образования телесных повреждений и их связи с событием, выяснения состояния здоровья пострадавших. При этом судебно-медицинский эксперт исследует кровь, волосы, мозговое вещество, кости, мягкие ткани погибших, определяет их свойства и характерные признаки [3, с. 11].

Объектами судебно-медицинской экспертизы трупа, живые лица, объекты со следовой информации (одежда потерпевшего, части транспортного средства, волосы, кровь и т.д.), материалы дела (протоколы, справки, выписки из истории болезни и т.д.). Организуя проведение экспертизы, следователь должен вместе с постановлением о ее назначении предоставить эксперту необходимую медицинскую документацию о состоянии здоровья пострадавшего, выписки из протоколов следственных действий, объекты со следовой информации и образцы для сравнительного исследования. Получение образцов для сравнительного исследования целесообразно проводить с участием эксперта, которому поручено проведение экспертизы. Это обеспечит правильность изъятия образцов в необходимых объемах. Практика показывает, что при назначении судебно-медицинской экспертизы следователями не всегда уделяется должное внимание всем объектам, которые должны быть предоставлены эксперту.

В случаях смерти потерпевшего в ДТП следователь обязан организовать судебно-медицинское исследование трупа. Вопросы, выносимые следователем на решение этой экспертизы, могут иметь различное формулировки, однако подавляющее большинство из них имеет целью установление времени и причин наступления смерти, а также причинно-следственной связи между ДТП, необходимостью оказания помощи и наступлением смерти.

Необходимо отдельно отметить возможность экспертного исследования специфических повреждений на теле пострадавшего, отражающие форму, рисунок, размеры и другие свойства частей и деталей автомобиля, которые повлияли на тело как следовоспринимающий объект. В результате такого исследования следователь уже на начальном этапе расследования получает ориентировочную информацию для розыска пропавшего транспортного средства. Внимание на это обращено в связи с тем, что часто на практике судебно-медицинские эксперты исследуют только тело трупа.

Также судебно-медицинская экспертиза может самостоятельно дать ответ на некоторые вопросы, касающиеся механизма ДТП, например:

— есть на теле (одежде) покойного следы от удара?

— или это следы переезда транспортным средством?

— какое направление переезда?

— ли на трупе следы волочения?

— какое направление волочения трупа

При исследовании устанавливается и физиологическое состояние пострадавшего:

— страдал ли погибший какими-либо заболеванием (органов зрения, слуха)?

— или Находился он в алкогольном, наркотическом опьянении

При судебно-медицинском исследовании трупов, погибших в результате ДТП, возможны и дополнительные исследования. Так, изучение одежды позволяет обнаружить следы ударов, краски, смазки. Микроскопическое исследование ссадин и ран может обнаружить частицы почвы, осколки стекла, кусочки дерева, частицы лакокрасочного покрытия от автомобиля и т.д..

В рамках исследования удаленных объектов с следовой информации, а также образцов для сравнительного исследования проводятся идентификационные исследования крови, волос, других биологических веществ:

— содержится в предоставленном образце объект биологического происхождения и какой именно?

— которая видовая принадлежность биологического объекта (принадлежит человеку или какому-нибудь животному)?

— групповое, половая принадлежность этого биологического объекта?

— есть общая групповая принадлежность биологического вещества (крови, слюны, волос и т.д.), что у имеющемуся образцу и образце под номером?

— которая давность образования пятен крови на данном объекте

Установка степени тяжести полученных потерпевшим телесных повреждений, проводится в рамках судебно-медицинской экспертизы, обусловлено необходимостью оценки квалификации действий водителя, совершившего ДТП и оставил без помощи пострадавшего на месте происшествия. Вопрос о квалификации действий водителя о нарушении Правил дорожного движения Украины возникает в случае наступления у потерпевшего телесного повреждения средней тяжести. Предлагается следующая группа вопросов для выяснения специфических признаков автотравмах и механизма их образования:

— какой характер и расположение следов и повреждений на одежде и теле?

— которые являются телесные повреждения и какой их степень?

— которая давность повреждений?

— или характерные повреждения для автотравмы, если да, то для какого конкретного вида?

— ли повреждения нанесены одновременно, если нет, то какая их последовательность?

— где располагается место прикосновения травмирующей силы? (Какая высота их расположения от поверхности дороги?)

— какими частями автомобиля могли быть причинены телесные повреждения?

— каков механизм причинения повреждений?

— могли телесные повреждения быть причинены в результате указанных в постановлении обстоятельств

На разрешение экспертизы могут выноситься вопросы, имеющие значение для ситуационного исследования обстоятельств ДТП. Такая необходимость возникает, если у следствия нет других данных о действиях потерпевшего непосредственно перед ДТП, или имеются противоречивые данные. В этом случае предлагается перечень таких вопросов:

— какое положение тела пострадавшего в момент нанесения начальной травмы? (Для объективного решения этого вопроса предлагается проводить комплексную судебно-медицинскую и транспортно-трассологическую экспертизу)

— какое направление начального удара (переезда, сдавления и т.д.)?

— в момент причинения начальной травмы пешеход двигался или стоял

Решение вопросов, связанных с определением возможной модели транспортного средства, на котором совершено ДТП с исчезновением водителя с места происшествия, его идентификацией при обнаружении, относится к компетенции экспертов-трасологив. В этом направлении может быть проведено трассологическую или транспортно-трассологическую экспертизу.

Основными задачами транспортно-трасологической экспертизы являются:

— идентификация по следам, оставленным транспортным средством, определенного его экземпляра или установления его типа, модели

— определение столкновения транспортного средства и места наезда на пешехода, установление механизма образования следов

— расположение транспортного средства по проезжей части на момент контакта.

Эти задачи решаются путем исследования следов, обнаруженных на месте ДТП, повреждений транспортного средства. Поэтому назначать транспортно-трассологическую экспертизу целесообразно только тогда, когда есть возможность предоставить эксперту объекты, находившиеся в контакте, или материалы, в которых полно и объективно зафиксировано соответствующие следы.

Для установления обстоятельств оставления потерпевшего в опасности в результате ДТП важно оказание транспортно-трассологеской экспертизой ответов на следующие вопросы:

— или оставлены определенные следы (какие именно и на чем) ходовыми частями (колесами, шинами и т.д.) этого транспортного средства?

— к какому типу (марки, модели) принадлежит транспортное средство, которым оставлено эти следы?

— каким было взаимное расположение транспортного средства и пешехода при наезде на последнего?

— каков механизм контактирования пешехода и транспортного средства?

— на каком месте дороги произошел наезд на пешехода?

— каков механизм образования следов (удар, скольжение и т.д.)?

— в каком направлении относительно следовоспринимающей поверхности двигалось транспортное средство

Для ответа на эти вопросы эксперту предоставляются следообразующие объекты (шины, детали и т.п.) или их экспериментальные слепки (отпечатки шин на бумаге), предметы, на которых остались следы указанных объектов, или слепки (масштабные фотоснимки) этих следов , а также протоколы осмотра места происшествия со всемиприложениями к ним.

При исследовании следов транспортного средства на одежде или обуви потерпевшего эксперту также предоставляется акт судебно-медицинского исследования повреждений на его теле [4, с. 481].

Если с помощью экспертного исследования устанавливается возможность оставления следа, найденного на месте происшествия, колесом транспортного средства, следует помнить, что колеса является съемной частью автомобиля, и могут быть переставлены на другое транспортное средство.

Отдельное место в экспертном обеспечении расследования и раскрытия преступлений этой категории занимает трасологическая экспертиза. Чаще она назначается в случаях обнаружения на месте происшествия обломков рассеивателей света фар, других деталей транспортного средства, частей одежды пострадавшего.

Часто возникает необходимость определения модели автомобиля и его отождествление по отдельным частям и деталями. Экспертными действиями можно решить следующие вопросы:

— установить тип рассеивателя света фар с обломками фарного стекла, предоставленного на исследование

— установить тип автомобиля, на который устанавливается рассеиватель света фар

— определить, не составляют обломки фарного стекла, обнаруженные на месте происшествия, единое целое с обломками, предоставленными на исследования и др..

Если после ДТП водитель скрылся, оставив автомобиль на месте происшествия, нужно установить, кто именно находился за его рулем. Эту задачу решает дактилоскопическая экспертиза. Для ее проведения нужны отпечатки пальцев рук с заброшенного автомобиля и сравнительные образцы отпечатков пальцев рук подозреваемого. Для установления личности выносятся традиционные вопросы дактилоскопической экспертизы.

Важное место в установлении обстоятельств оставления потерпевшего в опасности в результате ДТП занимает автотехническая экспертиза [5, с. 14].

В задачи автотехнической экспертизы относятся: выяснение технического состояния транспортного средства или отдельных его механизмов и узлов, определение относительного времени появления конкретной неисправности (возникла она в ДТП или в результате ДТП), причин и условий его возникновения, установление причинной свя связи между имеющейся неисправностью и наступившими. Автотехническая экспертиза также позволяет решить ряд вопросов, связанных с анализом механизма ДТП, например, определить по длине тормозного пути скорость движения транспортного средства, момент возникновения опасной ситуации, как должен был действовать в этой ситуации водитель, имел ли он техническую возможность избежать события, соответствовали ли его действия Правилам дорожного движения Украины [6, с. 846].

Полный перечень задач, решаемых автотехнической экспертизой, довольно большой.

При наезде на пешехода с помощью этой экспертизы можно ответить на следующие вопросы:

— с какой скоростью двигалось транспортное средство до момента начала торможения, исходя из указанной длины тормозного пути?

— который остановочный путь имеет транспортное средство в условиях места происшествия?

— на каком расстоянии от места наезда находился указанный в постановлении транспортное средство в момент возникновения опасности?

— имел водитель транспортного средства технической возможности предотвратить наезд на пешехода в момент возникновения опасности?

— имел возможность потерпевший выйти за пределы полосы движения автомобиля при своевременном применении водителем торможение при том же темпе движения пешехода?

— как должен был действовать водитель автомобиля в этой дорожной ситуации с технической точки зрения

Для проверки показаний свидетеля или подозреваемого (обвиняемого) на разрешение эксперта могут выноситься следующие вопросы:

— соответствуют техническим расчетам показания водителя автомобиля (подробно, какие именно показания)?

— могут с технической точки зрения произойти действия, на которые ссылается водитель конкретного транспортного средства

Одним из основных недостатков при назначении автотехнической экспертизы является предоставление следователем неполных данных, является следствием прежде всего некачественной сборки протоколов осмотров ДТП, в которых неполно описываются повреждения транспорта, не указывается точная их локализация, размеры, высота расположения, не измеряется высота от дорожного покрытия до бампера, фар, капота, крыльев [7, с. 147].

С целью недопущения таких фактов следует соблюдать требования Инструкции по организации взаимодействия органов и подразделений внутренних дел Украины при документировании и расследовании ДТП [8], в которой предусмотрено участие специалиста-автотехника в осмотре места ДТП со смертельным исходом, а также в случаях исчезновения водителя-правонарушителя (в том числе на руководимом им автомобили) с места происшествия. Также было бы целесообразно признать обязательным участие эксперта при назначении следователем автотехнической экспертизы, хотя на сегодня дискуссионным является вопрос о возможности эксперта самом определяться с данными, необходимыми для экспертизы, путем изучения уголовного дела (в частности в случае направления эксперту-автотехнику материалов уголовного дела для самостоятельного отбора им необходимых данных). В следственной практике при назначении автотехнической экспертизы это довольно распространенное явление.

Одним из основных нарушений, что часто допускается следователями при назначении автотехнической экспертизы, является вынесение вопросов юридического характера о виновности или невиновности лица в совершении ДТП.

По мнению большинства исследователей, а также в соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Украины от 30.05.97 «О судебной экспертизе по уголовным и гражданским делам» [9] юридические знает?? Ния не относятся к специальным и поэтому вопрос права не является компетенцией экспертизы, хотя правовой аспект содержится в традиционном вопросе, правомерность которого перед автотехнической экспертизой ни у кого не вызывает сомнений: «Как должен был действовать водитель в этой дорожной обстановке в соответствии с требованиями Правил дорожного движения Украины? »[10, с. 556].

отношении этой проблемы подходящим является высказывание Н.С. Романова, который отмечает, что задачей автотехнической экспертизы является анализ действий водителя транспортного средства-участника ДТП под углом зрения требований Правил дорожного движения и технической эксплуатации [11, с.].

Некоторые исследователи указывают на то, что в заключении эксперта-автотехника не может содержаться прямая или косвенная (открытая или завуалированная) оценка поведения участника события как лица, нарушившего те или иные нормы уголовного законодательства или подзаконных нормативных актов. За невыполнение требований, содержащихся в этих правовых актах (в том числе в Правилах дорожного движения Украины), установлена ​​уголовная или административная ответственность. Поэтому оценка поведения участника события с позиции выполнения или невыполнения им положений нормативных актов относится к вопросам виновности или невиновности, решение которых входит исключительно в компетенцию соответствующих административных, следственных органов и суда [12, с. 40].

При расследовании случаев оставления потерпевшего в опасности в результате ДТП часто назначаются комплексные экспертизы (когда необходимо провести исследование с участием нескольких экспертов, которые являются специалистами в различных областях знаний). О проведении по большинству уголовных дел, возбужденных по фактам ДТП, комплексных исследований отмечает и начальник ГНИЭКЦ МВД Украины И.П. Красюк [13, с. 6].

Бывают случаи, когда по делам о ДТП исследования назначается не как комплексное, а в ходе его проведения выясняется, что решение вынесенных вопросов или некоторых из них требует применения специальных знаний в различных областях. В этом случае нормативно-правовые акты позволяют руководителю экспертного учреждения организовать проведение исследования по правилам проведения комплексной экспертизы [14, с. 302].

При расследовании ДТП, в том числе в случаях оставления потерпевшего в опасности на месте происшествия, в состав комплексных экспертиз могут входить различные виды исследований, однако чаще назначаются судебно-медицинская и комплексная автотехническая, судебно-медицинская и транспортно-трасологическая экспертизы.

частности, для решения вопроса о взаимном расположении транспортного средства и потерпевшего и о лице, которое управляло транспортным средством, назначается комплексная судебно-медицинская и транспортно-трасологическая экспертиза.

На ее решение выносятся вопросы:

— кто из лиц (указать, каких именно), которые находились в автомобиле, находился за рулем (на месте водителя) в момент ДТП (по имеющимся повреждениями транспортного средства, одежды, телесными повреждениями)?

— мог находиться за рулем автомобиля громадянин__________

При проведении этой экспертизы дополнительными объектами исследования являются одежда и телесные повреждения потерпевшего, масштабные фотоснимки мест повреждения транспортного средства, транспортное средство с повреждениями, вызванными в результате ДТП, протокол осмотра места ДТП со всеми приложениями.

В случае необходимости отождествления автомобиля и потерпевшего по следам контактного взаимодействия может быть проведена комплексная транспортно-трассологическую экспертизу и экспертизу материалов, веществ и изделий. При ее назначении особое внимание следует обращать на наличие микрочастиц лакокрасочных материалов и покрытий в местах вероятного контакта и следов горюче-смазочных материалов на месте ДТП. Такое исследование позволяет выяснить совокупность признаков, позволяющих решить вопрос о факте контактного взаимодействия конкретных частей исследуемых объектов.

С появлением новых видов экспертиз возникают и новые комплексные экспертизы. Так, в последние годы все чаще назначается такой вид транспортно-трасологической экспертизы как химико-металлографическая экспертиза деталей транспортных средств, которая решает следующие задачи:

— определение характера излома металлических частей автомобиля

— Металлографическое определения дефектов металла, термической обработки

— определение термических изменений нитей накаливания и держателей (с целью установления были включены фары в момент ДТП)

— соответствия материалов, из которых изготовлены детали, проектно-расчетным и техническим нормам [15, с. 67].

После проведения экспертизы следователь должен оценить заключение эксперта. Правильность заключения эксперта оценивается путем сопоставления выводов с другими доказательствами, собранными по делу, а также выяснение вопроса о том, не противоречит вывод другим материалам дела, в том числе другим выводам экспертов.

Формальная и содержательная стороны заключения эксперта оценивается следователем и судом в совокупности. Формальная оценка сводится к проверке полноты (достаточности) предоставленных на исследование материалов (в том числе образцов для сравнительного исследования) и выходных данных (фактов, установленных следственным путем), соответствия выводов количества вынесенных на экспертизу вопросов и т.п.. Содержательная сторона оценки предусматривает изучение научной обоснованности методов, средств, методик, применявшихся правильности и правомерности их использования, логичности выводов эксперта, полноты проведенного исследования в целом, правильности выявленных экспертом признаков и как результат — обгрунтованости его выводов, соответствия последних промежуточным результатам и проведенному исследованию.

Анализ показывает, что при расследовании ДТП, в том числе и в случае оставления пострадавшего на месте происшествия, оценка заключения эксперта основном сводится к проверке того, на все поставленные вопросы эксперт дал ответ, что негативно влияет на проверку полноты этого источника доказательств .

Интересную позицию в оценке заключения эксперта выразила Н.И. Клименко, который считает, что «. ни следователь, ни судья, ни другие члены судебного заседания не могут иметь такие навыки и знания, чтобы оценить заключение эксперта» [4, с. 170]. Такую позицию профессор Н.И. Клименко объясняет тем, что оценить научную обоснованность заключения эксперта можно только имея определенный комплекс знаний, близкий по уровню к знаниям самого эксперта, или проводить оценку с участием специалиста необходимого профиля [4, с. 170]. Соглашаясь в целом с позицией ученого-криминалиста, следует заметить, что следователь или другой субъект расследования может оценивать выводы экспертов также посредством получения от них консультаций, разъяснений, их допроса и других мероприятий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Таким образом, соблюдение криминалистических рекомендаций по правильной фиксации обстоятельств ДТП, выявление и изъятие объектов со следовой информации, определения объектов, подлежащих исследованию, формулировки вопросов и определения вида исследования сводит к минимуму возможность экспертных ошибок, способствует получению достоверного экспертного заключения, его объективной оценке. Использование полных и точных данных, предоставленных для проведения экспертных исследований, позволяет получить информацию о виде, модель, марку транспортного средства, скрылся, установить его водителя, определить механизм ДТП, проверить показания участников происшествия.

  1. Преступность в Украине: сб. статей Гос. комит. статист. Украина. — М.: Информ.-аналит. агентство, 2008.с.
  2. ПДД Украины, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 10.04.2001 № 1306 //Официальный вестник Украины.. — № 41.
  3. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий /В.А. Иларионов. — М.: Транспорт, 1989.с.
  4. Клименко Н.И. Судебная экспертология: курс лекций для студ. юрид. спец. высш. учеб. закл. /Н.И. Климента менко. — М.: Ин Юре, 2007.с.
  5. Словарь специальных терминов правоохранительной деятельности /[под ред. Я.Ю. Кондратьева]. — К.: Нац. акад. внутр. дел Украины, 2004.с.
  6. Криминалистика: учебник /[Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р.]; под ред. Р.С. Белкина. — М.: Норма-Инфра, 2001.с.
  7. Расследование обстоятельств дорожно-транспортных происшествий: метод. реком. /[Авт.-сост. С.А. Шевцов, К.В. Дубонос]. — М.: Факт, 2002.с.
  8. Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия органов и подразделений внутренних дел Украины при документировании и расследовании ДТП: приказ МВД Украины от 06.12.2007 № 460.
  9. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Украины по уголовным делам: учеб практ. пособие. /[Сост. Б.А. Кирись]. — М.: Лига-Пресс, 2008. — С..
  10. . Руководство по расследованию преступлений: учеб. пособ. /[Рук. авт. колл. д-р юрид. наук А.В. Гриненко]. — М.: Норма, 2002.с.
  11. Романов Н.С. Механизм ДТП и методологические вопросы его анализа /Н.С. Романов //Криминалистика и судебная экспертиза. — М., 1988. — Вып. 37. — С. 81-85.
  12. Шляхов А.Р. Судебная автотехническая экспертиза /Шляхов А.Р., Зотов Б.Л., Пученков Л.Н. //Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы. — М., 1980. — Ч. 1. — С. 37-76.
  13. Красюк И.П. ДТП: экспертно-криминалистический аспект /И.П. Красюк //Милиция Украины.. — № 5. — C. 4 — 6.
  14. Инструкция о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований, утвержденная приказом Министерства юстиции Украины от 08.10.98 № 53/5 //Бюллетень законодательства и юридической практики Украины.. — № 8.с.
  15. Еленюк Г.А. Использование Специальных знаний при расследовании ДТП /Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. — Караганда: Карагандинс. высш. шк. милиции, 1987. — 93 с.

Пошук по ключовим словам схожих робіт:

Источник: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/5804-priznachennja-sudovih-ekspertiz-pid-chas-rozsliduvannja-vipadkiv-zalishennja-poterpilogo-u-nebezpetsi-vnaslidok-dtp.html